Один из основополагающих игроков «Кулагера» в последние годы Ильгиз Нуриев принял решение завершить карьеру игрока. В эксклюзивном интервью пресс-службе КФХ бессменный капитан петропавловского коллектива вспомнил интересные моменты из своей спортивной жизни и поделился планами на будущее.
- Когда ты пришёл к мысли, что пора заканчивать карьеру игрока?
- Мне понадобился весь прошедший сезон, чтобы понять это и осознать, что пора заканчивать. Если честно, я ещё после прошлого сезона мог покинуть «Кулагер», переговоры по контракту затянулись. Если бы я не остался, скорее всего, я бы перешёл в команду из другого чемпионата. Я хотел играть, но не хотелось бы играть против «Кулагера» (улыбается). Такое же мнение было у моей супруги Яны. Она говорила: «Ильгиз, тебе ещё рано, можешь ещё год поиграть». Как раз этот сезон и понадобился для осознания. Мне кажется, я мог бы ещё поиграть года два, но это будет уже другой Ильгиз Нуриев. Все знают, что со временем накапливаются болячки, восстанавливаться становится всё тяжелее, труднее выкладываться по полной программе на тренировках. Это и был знак для меня, когда я понял, что не могу уже как обычно «пахать» на тренировках. А это значит, что и во время игры ты уже не сможешь показывать свой лучший хоккей. Обманывать самого себя и болельщиков я не хочу.
- Какие мысли были после последнего матча?
- Последняя игра была очень тяжёлая, так что сначала вообще не было никаких мыслей. Хотелось поскорее зайти в раздевалку, посидеть, остыть. У меня не было в планах сразу после матча давать интервью и объявлять о чём-то. Через какое-то время меня всё же попросили прокомментировать матч. Ну а то самое интервью все уже, наверное, сами видели.
- Как твоя семья отнеслась к тому, что ты решил закончить?
- Моя семья меня всегда поддерживает. Так что все всё понимали. Единственное, очень жаль, что я не смог привезти их в Петропавловск в этом сезоне из-за пандемии. Сами знаете, что домашние игры «Кулагера» со зрителями всегда очень интересные, и атмосфера на них особенная. Жаль, что моя семья не смогла в очередной раз это почувствовать. Да и болельщиков, в принципе, запустили только к концу сезона.
- За свою карьеру в Казахстане ты выиграл немало наград. Есть какая-то самая памятная?
- Каждая награда по-своему ценна, потому что было вложено очень много сил не только со стороны хоккеистов, но и со стороны руководителей, всего персонала, который живёт вместе с командой. Для меня две главные награды – это мои дети. Когда я играл в «Казахмысе», у нас родилась дочь Арина, когда играл в «Кулагере», у нас родился сын Тимур. В спортивном плане… Я, наверное, больше ценил поражения. Многие меня не поймут. Когда ты в душе настраиваешься только на победы, когда принимаешь вызов, играешь под давлением, но всё равно уступаешь – для меня это был дополнительный стимул. Значит, нужно работать ещё упорнее, прилагать ещё больше усилий. Помню, как мы с «Сарыаркой» проиграли в финале Кубка Казахстана «Арыстану». Понятно, что двух победителей не бывает. И вот твои соперники радуются, а ты тихо уходишь в раздевалку и через какое-то время делаешь выводы. Лично я принимал это как вызов, менял что-то в индивидуальной подготовке, развивался, чтоб в дальнейшем не совершать тех же ошибок.
- Азиатские игры в Японии. Какие были эмоции от выступления за сборную?
- Вызов в сборную для каждого игрока – это целое событие. Я считаю, это вообще отдельная строка в жизни, которая показывает, насколько ты трудишься. Если на тебя обратили внимание, значит ты и в своём клубе показываешь хорошую игру. В тот год нас с Максимом Волковым вызвали в сборную. Одно из главных впечатлений – это работа Виталия Колесника. Возможно, человек уже знал на тот момент, что это его последний сезон в «Барысе», и, возможно, последний вызов в сборную. Но он настолько трудился и был настоящим примером для молодых, что я реально был удивлён. Глядя на его работу команда не могла себе позволить ни малейшего послабления. Все выходили на каждую игру, «молотили» и не успокаивались, пока не прозвучит финальная сирена. Так и выиграли три матча, причём сначала даже не поняли, что выиграли и турнир. Также хочу отметить, что мне очень понравилось играть с Никитой Михайлисом. У нас была тройка с Максимом Волковым и Никитой. И если меня спросят, кто же в ближайшее время сможет из Казахстана уехать за океан, я с уверенностью скажу – что Михайлис-младший. Очень одарённый, способный и трудолюбивый парень, комфортно было с ним играть. В целом, получил колоссальное удовольствие от самого турнира, от времени, проведённого в Японии. Мы увидели совершенно другой мир, который существенно отличается от нашего.
- Самый необычный сезон в твоей карьере?
- Каждый сезон по-своему интересен, и каждый отрезок нужно принимать как новый вызов. Допустим, ты был лидером, но потом приходит новый тренер, и он не видит тебя в команде. Нужно начинать с нуля и доказывать. Помню, еще на ранней стадии карьеры у нас в Тюмени был довольно именитый тренер Владимир Сафонов. Сначала у нас с ним вообще не заладилось. Все предсезонные сборы и катался в пятом-шестом составе, иногда даже на позиции защитника. Когда определялся состав, меня не было в итоговом списке. Состоялся разговор с Владимиром Михайловичем, я попросил ещё один шанс, он был против. В итоге, мне дали этот шанс, и всего через месяц я уже был в первом составе. Помню, тогда играли с классными ребятами Лёвой Трифоновым, который много лет отыграл в КХЛ, Лёшкой Багичевым, в защите были братья Шумаковы. Меня по итогам того сезона даже позвали в «Нефтехимик». Получился такой контраст. В начале сезона ты был на грани вылета из команды, но провёл хороший сезон и показал классный хоккей.
- Самая памятная шайба?
- Был у меня один гол. Если не ошибаюсь, в сезоне 2013-2014 годов за «Арыстан», мы тогда играли против «Номада». Играли в меньшинстве, я сидел на скамейке штрафников. Пришло время выходить, открывается борт, и Роберт Крайчи выбрасывает шайбу, она летит через все зоны и приземляется в зоне атаки. Если бы я чуть раньше туда шагнул, было бы «вне игры». Получилось так, что в падении её достал, быстро встал и оказался уже перед воротами. Если память не изменяет, там был тогда Дмитрий Мальгин. Забил в итоге гол.
- Последние шесть лет ты провёл в «Кулагере». Клуб создавался с нуля. Как считаешь, на какой уровень вышла сейчас команда?
- Да, клуб был новый, но всё же была немного другая ситуация. После закрытия «Арыстана» в 2015 году почти весь костяк команды был приглашён именно в «Кулагер». К тому же, в Петропавловск переехал весь тренерский штаб, персонал, администрация. Обычно, если команда создаётся с нуля, то уходит много лет, чтоб наладить всю инфраструктуру. Здесь всё было налажено, и команда в первый же сезон выиграла медали, потом два Кубка Казахстана, далее – ещё раз медали. На своём уровне внёс свой огромный вклад и решал проблемы в то время руководитель Управления спорта Руслан Есеналин. Он также был одним из инициаторов переезда. В целом, это был реальный показатель того коллектива, который создавали Болат Карабалин, Вячеслав Белан, Александр Шимин, Дмитрий Крамаренко. Всё было круто и в медиа пространстве. Мы часто вспоминаем тот первый сезон, ребят, которые тогда у нас играли. Сейчас уже прошёл определённый отрезок времени. Лично моё мнение, что в последние два года команда немного просела и постарела, нужна свежая струя. Руководство это также видит, и сейчас предстоит большая работа, чтобы сделать некий плавный переход. В этом случае «Кулагер» вновь сможет бороться за призовые места. Сколько уйдёт на это времени, никто не знает.
- Оцени в целом уровень чемпионата Казахстана?
- Наверное, лет пять-шесть назад уровень чемпионат был посильнее. Но такое было возможно за счёт приезда легионеров из дальнего зарубежья. У некоторых из них даже был опыт выступления в НХЛ, сильных Европейских лигах. Одно время у нас команде играл Борис Валабик – человек, который выступал за топовые клубы НХЛ. Был огромный интерес со стороны болельщиков. С другой стороны сейчас во многих клубах начинают всё больше доверять своим молодым воспитанникам, и это не может не радовать. Хоккей изменился, изменились тенденции, изменился и сам чемпионат Казахстана. Я считаю, что текущий сезон будет своеобразным переломным моментом. Все увидели, что даже клубы ВХЛ выступают молодыми пацанами, и они играют в современный хоккей. Здесь встаёт другой вопрос – где взять достаточное количество квалифицированных молодых хоккеистов для всех команд нашей лиги?
- Назови символический состав игроков, с кем или против кого тебе приходилось играть в Казахстане.
- Сразу на ум приходят два нападающих: Максим Волков и Анатолий Васильев. Во многих командах мы играли вместе, всегда было комфортно, понимали друг друга. Если брать в целом, на позиции центрального нападающего мне всегда нравилось, как играл Томаш Вак. В «Арлане» играл классный центральный Вадим Бердников, у него большой опыт выступления в КХЛ. Никогда не опускался ниже своего уровня Макс Волков, его тоже хочу отметить. Отмечу одарённость такого хоккеиста, как Антон Дубинин. Когда он был в расцвете сил, Антон показывал феноменальный хоккей. Человек умел делать льду всё, классное катание, обводка, сумасшедший бросок. Из игроков обороны хочу выделить Дмитрия Кокарева. Это человек, на которого можно было положиться как на льду, так и вне. Стабильный мощный защитник с хорошим броском. К нему в пару я бы поставил Бориса Валабика. Вратари… Лично для меня всегда было тяжело играть против Алексея Иванова. Не знаю, почему.
- Какие планы на будущее?
- Сейчас буду как можно больше проводить времени с семьёй. В конце мая-начале июня поеду поступать в университет в Уфе. У меня уже есть высшее образование, но хочу теперь получить лицензию тренера-профессионала. В любом случае спорт бросать не собираюсь. Это уже моя жизнь.
ВКонтакте, Инстаграм, Телеграм < Присоединяйтесь и следите за новостями Pro Ligasy на удобных для себя платформах.